Конструкция радиальной шины
Основными материалами для производства шин является резина, которая изготавливается из натуральных и синтетических каучуков, и корд. Кордовая ткань может быть изготовлена из металлических нитей (металлокорд), полимерных и текстильных нитей.
Шина состоит из: каркаса, слоёв брекера, протектора, борта и боковой части.
Структура шины: 1 — протектор; 2 — плечевая часть; 3 — каркас; 4 — боковая часть(крыло шины); 5 — брекер и подушечный слой; 6 — дополнительная вставка в плечевой зоне(зелен.цв.); 7 — бортовое кольцо; 8 — бортовая часть
Текстильный и полимерный корд применяются в легковых и легкогрузовых шинах. Металлокорд — в грузовых. В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса. В диагональных шинах нити корда расположены под углом к радиусу колеса, нити соседних слоёв перекрещиваются.
Радиальные шины конструктивно более жёсткие, вследствие чего обладают большим ресурсом, обладают стабильностью формы пятна контакта, создают меньшее сопротивление качению, обеспечивают меньший расход топлива. Из-за возможности варьировать количество слоёв каркаса (в отличие от обязательно чётного количества в диагональных) и возможности снижения слойности, снижается общий вес шины, толщина каркаса. Это снижает разогрев шины при качении — увеличивается срок службы. Брекер и протектор так же легче высвобождают тепло — возможно увеличение толщины протектора и глубины его рисунка для улучшения проходимости по бездорожью. В связи с этим, в настоящее время, радиальные шины для легковых автомобилей практически полностью вытеснили диагональные.
Брекер находится между каркасом и протектором. Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в области пятна контакта шины с дорогой и для защиты шины и ездовой камеры от сквозных механических повреждений. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещённых слоёв полимерного корда и (или) металлокорда.
Протектор необходим для обеспечения приемлемого коэффициента сцепления шин с дорогой, а также для предохранения каркаса от повреждений. Протектор обладает определённым рисунком, который различается в зависимости от назначения шины. Шины высокой проходимости имеют более глубокий рисунок протектора и грунтозацепы на его боковых сторонах. Рисунок и конструкция протектора дорожной шины определяется требованиями к отведению воды и грязи из канавок протектора и стремлением снизить шум при качении. Но, всё же, главная задача протектора шины — обеспечить надёжный контакт колеса с дорогой в неблагоприятных условиях, таких как дождь, грязь, снег и т. д., путём их удаления из пятна контакта по точно спроектированным канавкам и желобкам рисунка. Но эффективно удалять воду из пятна контакта протектор в силах лишь до определённой скорости, выше которой жидкость физически не сможет полностью удаляться из пятна контакта, и автомобиль теряет сцепление с дорожным покрытием, а следовательно и управление. Этот эффект носит название аквапланирования. Существует широко распространённое заблуждение, что на сухих дорогах протектор снижает коэффициент сцепления из-за меньшей площади пятна контакта по сравнению с шиной без протектора (slick tyre). Это неверно, так как в отсутствие адгезии сила трения не зависит от площади соприкасаемых поверхностей. На гоночных автомобилях в сухую погоду используются шины с гладким протектором либо вообще без него для того, чтобы снизить давление на колесо, уменьшив его износ, тем самым позволив применять в изготовлении шин более пористые мягкие материалы, обладающие бóльшим сцеплением с дорогой. Во многих странах существуют законы, регулирующие минимальную высоту протектора на дорожных транспортных средствах, и многие дорожные шины имеют встроенные индикаторы износа. В наших шиномонтажных центрах АВК есть специальные устройства для определения высоты протектора.
Борт позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса. Для этого он имеет бортовые кольца и изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой резины (у бескамерных шин).
Боковая часть предохраняет шину от боковых повреждений.
Шипы противоскольжения. В целях повышения безопасности движения автомобиля в условиях гололёда и обледенелого снега применяют металлические шипы противоскольжения. Езда на шипованных шинах имеет заметные особенности. На ходу автомобиль делается заметно более шумным, ухудшается его топливная экономичность. В снежно-грязевой каше или в глубоком рыхлом снегу эффективность шипов невелика, а на твёрдом сухом или влажном асфальте шипованные шины даже проигрывают «обычным»: из-за снижения площади пятна контакта шины с дорогой, тормозной путь автомобиля увеличивается на 5-10 %. Хотя 70-процентное сокращение тормозного пути на льду — их несомненное преимущество.
Бескамерные шины (tubeless) наиболее распространены благодаря своей надёжности, меньшей массе и удобству эксплуатации (так, например, прокол в бескамерной шине не причинит больших неудобств по дороге до автосервиса).
Маркировка автомобильных шин
Метрическая система
Пример: LT205/55R16 91V
- LT (опционально, обязательное обозначения по DOT) — функция шины (P — легковой автомобиль (Passenger car); LT — лёгкий грузовик (Light Truck); ST — для прицепов/фургонов/телег (Special Trailer), нельзя использовать для легковых автомобилей/пикапов/грузовиков; T — временная (используется только для запасных шин))
- 205 — ширина профиля, мм
- 55 — отношение высоты профиля к ширине, %. Если не указан — считается равным 82 %.
- R — шина имеет каркас радиального типа (если буквы нет — шина диагонального типа). Частая ошибка — R принимают за букву радиуса. Возможные варианты: B — bias belt (диагонально-опоясанная шина. Каркас шины тот же, что и у диагональной шины, но имеется брекер, как у радиальной шины), D или не указан — диагональный тип каркаса.
- 16 — посадочный диаметр шины (соответствует диаметру обода диска), дюйм
- 91 — индекс нагрузки (на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана нагрузка в кг — Max load)
- V — индекс скорости (определяется по таблице)
Возможные вариации:
- Индекс скорости может располагаться в разных местах маркировки: 225/50SR16, 225/50SR16 89S, 225/50R16 89S
- Присутствие буквы C после диаметра, например, 195/70R15C 104/102R, означает «коммерческий». Такая шина предназначена для пикапов или грузовиков с повышенной грузоподъёмностью.
- После размера могут присутствовать буквы XL, RF, SL, LL (например, P235/75R-15 XL, P285/35R-19 LL). Они означают соответственно повышенную (extra load, reinforced), стандартную (standard load), и пониженную (light load) несущую способность. В американской P-маркировке XL соответствует максимально допустимому давлению 41 psi (280 kPa), SL и LL — 35 psi (240 kPa), в европейской маркировке XL/RF соответствует 42 psi (290 kPa), SL — 36 psi (250 kPa), LL отсутствует. Отсутствие этого обозначения соответствует варианту SL.
- Буквы FR (например, 215/45 R17 87V FR) после размера означают шину с защитой обода диска. Защитный бортик на боковине низкопрофильной шины защищает диск и боковину самой шины от повреждения при проезде неровностей дорожного покрытия на большой скорости.
- В редких случаях (например, у шин Michelin с системой PAX) посадочный диаметр может быть указан в миллиметрах, например, 190/65R390, такие шины называются миллиметровыми. Если после диаметра идёт буква A — это означает асимметричный посадочный обод, т.е. разные внутренний и внешний диаметры посадочного обода. Например, в случае 235/710R460A 104T внутренний посадочный диаметр будет составлять 470 мм, а внешний — 450 мм. Миллиметровые шины вместе с дюймовыми дисками и наоборот — миллиметровые диски с дюймовыми шинами — совмещать и использовать нельзя.
Дюймовая система
Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R
- 35 — внешний диаметр шины, в дюймах
- 12.50 — ширина шины, в дюймах (обратите внимание, что это ширина именно шины, а не протекторной части. Например, для шины с указанной шириной 10.5 дюймов ширина протекторной части будет равна не 26.5, а 23 см, а протекторная часть 26.5 см будет у шины с указанной шириной 12.5.). Если не указан внешний диаметр, то профиль высчитывается следующим образом: если ширина шины оканчивается на ноль (например 7.00 или 10.50), то высота профиля считается равной 92 %, если ширина шины оканчивается не на ноль (например 7.05 или 10.55), то высота профиля считается равной 82 %
- R — шина имеет каркас радиального типа
- 15 — посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
- LT — функция шины (LT — light trucks, для лёгких грузовиков)
- 113 — индекс нагрузки
- R — индекс скорости
Перевод из метрической системы в дюймовую и наоборот
Метрическая система
|
Дюймовая система
|
D/E-C (205/55-16);
- C — посадочный диаметр диска (в дюймах),
- D — ширина покрышки (в мм),
- E — высота профиля (высота боковины покрышки в % от ширины)
|
A×B-C (31×10.5-15);
- С — посадочный диаметр диска (в дюймах),
- A — диаметр покрышки (в дюймах),
- B — ширина покрышки (в дюймах)
|
Перевод из метрической системы в дюймовую
|
Перевод из дюймовой системы в метрическую
|
- A = C + 2*D*(E/100)/25,4
- B = D / 25,4
- D = B * 25,4
- E = 100 * (A-C)/(2*D/25,4)
|
|
Индекс скорости
Скоростная категория, присваиваемая шине по результатам специальных стендовых испытаний, подразумевает максимальную скорость, выдерживаемую шиной. При эксплуатации автомобиль должен ездить со скоростью на 10—15 % меньше максимально допустимой.
Индекс скорости
|
Допустимая скорость, км/ч
|
A1
|
5
|
A2
|
10
|
A3
|
15
|
A4
|
20
|
A5
|
25
|
A6
|
30
|
A7
|
35
|
A8
|
40
|
B
|
50
|
C
|
60
|
D
|
65
|
E
|
70
|
F
|
80
|
G
|
90
|
J
|
100
|
Индекс скорости
|
Допустимая скорость, км/ч
|
K
|
110
|
L
|
120
|
M
|
130
|
N
|
140
|
P
|
150
|
Q
|
160
|
R
|
170
|
S
|
180
|
T
|
190
|
U
|
200
|
H
|
210
|
V
|
240
|
W
|
270
|
Y
|
300
|
ZR
|
более 240
|
|
|
1) Шины имеющие маркировку «ZR» — сконструированы для скоростей превышающих 240 км/ч.
2) Шины маркированные «V» совместно с индексом грузоподъемности, например 91V, предназначены для скоростей превышающих 210 км/ч до 240 км/ч. (Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 210 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 3 % для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 240 км/ч).
3) Шины маркированные «W» совместно с индексом грузоподъемности, например 100W предназначены для скоростей превышающих 240 км/ч до 270 км/ч. (Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 240 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 5 % для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 270 км/ч.) Шины маркированные индексом скорости «W», могут иметь дополнительную маркировку «ZR».
- Шины маркированные «Y» совместно с индексом грузоподъемности, например 95Y предназначены для скоростей превышающих 270 км/ч до 300 км/ч. (Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 270 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 5 % для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 300 км/ч).
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки
|
Допустимая нагрузка, кг
|
Индекс нагрузки
|
Допустимая нагрузка, кг
|
0
|
45
|
100
|
800
|
1
|
46,2
|
101
|
825
|
2
|
47,5
|
102
|
850
|
3
|
48,7
|
103
|
875
|
4
|
50
|
104
|
900
|
5
|
51,5
|
105
|
925
|
6
|
53
|
106
|
950
|
7
|
54,5
|
107
|
975
|
8
|
56
|
108
|
1000
|
9
|
58
|
109
|
1030
|
10
|
60
|
110
|
1060
|
11
|
61,5
|
111
|
1090
|
12
|
63
|
112
|
1120
|
13
|
65
|
113
|
1150
|
14
|
67
|
114
|
1180
|
15
|
69
|
115
|
1215
|
16
|
71
|
116
|
1250
|
17
|
73
|
117
|
1285
|
18
|
75
|
118
|
1320
|
19
|
77,5
|
119
|
1360
|
20
|
80
|
120
|
1400
|
21
|
82,5
|
121
|
1450
|
22
|
85
|
122
|
1500
|
23
|
87,5
|
123
|
1550
|
24
|
90
|
124
|
1600
|
25
|
92,5
|
125
|
1650
|
26
|
95
|
126
|
1700
|
27
|
97
|
127
|
1750
|
28
|
100
|
128
|
1800
|
29
|
103
|
129
|
1850
|
30
|
106
|
130
|
1900
|
31
|
109
|
131
|
1950
|
32
|
112
|
132
|
2000
|
33
|
115
|
133
|
2060
|
34
|
118
|
134
|
2120
|
35
|
121
|
135
|
2180
|
36
|
125
|
136
|
2240
|
37
|
128
|
137
|
2300
|
38
|
132
|
138
|
2360
|
39
|
136
|
139
|
2430
|
40
|
140
|
140
|
2500
|
41
|
145
|
141
|
2575
|
42
|
150
|
142
|
2650
|
43
|
155
|
143
|
2725
|
44
|
160
|
144
|
2800
|
45
|
165
|
145
|
2900
|
46
|
170
|
146
|
3000
|
47
|
175
|
147
|
3075
|
48
|
180
|
148
|
3150
|
49
|
185
|
149
|
3250
|
50
|
190
|
150
|
3350
|
51
|
195
|
151
|
3450
|
52
|
200
|
152
|
3550
|
53
|
206
|
153
|
3650
|
54
|
212
|
154
|
3750
|
55
|
218
|
155
|
3875
|
56
|
224
|
156
|
4000
|
57
|
230
|
157
|
4125
|
58
|
236
|
158
|
4250
|
59
|
243
|
159
|
4375
|
60
|
250
|
160
|
4500
|
61
|
257
|
161
|
4625
|
62
|
265
|
162
|
4750
|
63
|
272
|
163
|
4875
|
64
|
280
|
164
|
5000
|
65
|
290
|
165
|
5150
|
66
|
300
|
166
|
5300
|
67
|
307
|
167
|
5450
|
68
|
315
|
168
|
5600
|
69
|
325
|
169
|
5800
|
70
|
335
|
170
|
6000
|
71
|
345
|
171
|
6150
|
72
|
355
|
172
|
6300
|
73
|
365
|
173
|
6500
|
74
|
375
|
174
|
6700
|
75
|
387
|
175
|
6900
|
76
|
400
|
176
|
7100
|
77
|
412
|
177
|
7300
|
78
|
425
|
178
|
7500
|
79
|
437
|
179
|
7750
|
80
|
450
|
180
|
8000
|
81
|
462
|
181
|
8250
|
82
|
475
|
182
|
8500
|
83
|
487
|
183
|
8750
|
84
|
500
|
184
|
9000
|
85
|
515
|
185
|
9250
|
86
|
530
|
186
|
9500
|
87
|
545
|
187
|
9750
|
88
|
560
|
188
|
10000
|
89
|
580
|
189
|
10300
|
90
|
600
|
190
|
10600
|
91
|
615
|
191
|
10900
|
92
|
630
|
192
|
11200
|
93
|
650
|
193
|
11500
|
94
|
670
|
194
|
11800
|
95
|
690
|
195
|
12150
|
96
|
710
|
196
|
12500
|
97
|
730
|
197
|
12850
|
98
|
750
|
198
|
13200
|
99
|
775
|
199
|
13600
|
Дополнительные сведения
На шинах обязательно должны быть указаны следующие сведения:
- Максимально допустимое давление (MAX PRESSURE).
Давление воздуха в шинах существенно влияет на поведение автомобиля на дороге, безопасность на высоких скоростях, а также на износ протектора. Давление в шинах обязательно должно быть приведено в норму до регулировки углов установки колес.
- Материалы, используемые в конструкции каркаса и брекера (Tire construction materials)
Цветовые метки. Отметки в виде «точек» либо «кружков»:
- красный — точка наибольшей силовой неоднородности (самое жёсткое место шины). Рекомендуется совмещать с белой точкой на колесе (если есть);
- жёлтый — самое лёгкое место шины (определяется при контроле дисбаланса шины).
Данные отметки необходимы для минимизации массы балансировочных грузов во время шиномонтажа.
Устаревшие отметки в виде полос в бортовой зоне (использовались только на территории США):
- нет — хорошее качество;
- красный — косметические дефекты;
- жёлтый — нарушение состава каучуковой смеси (без гарантии);
- зелёный — внутренние дефекты.
Назначение для определённых условий эксплуатации
- Winter — зимние шины.
- Aqua, Rain и т. д. — высокоэффективны на мокрой дороге.
- M+S (Mud+Snow) — буквально — «грязь+снег» — пригодны для движения по грязи и снегу.(Шины повышенной проходимости)
- M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.
- A/T (All Terrain) — шины для любого ландшафта (баланс между комфортом и проходимостью).
- AS (All Season) — всесезонная шина.
- Any Season — всесезонная шина.
- R+W (Road + Winter) — всесезонная шина.
- Rotation — шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины, показывающую требуемое направление вращения шины.
- Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — асимметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.
- Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
- Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом.
- Tubeless (TL) — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.
- Tube Type (TT) — шина должна эксплуатироваться с камерой.
- MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
- RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
- Treadwear 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100. Показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов сход-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.
- Traction А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.
- Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
- PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», то есть «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).
- Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.
- Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки. На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (то есть прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C)
- TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
- ZP — нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.
- SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.
- Dunlop MFS (Maximum Flange Shield) — Система максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.
- Studless — не подлежит ошиповке.
- Studdable — подлежит ошиповке.
Кроме того, на шинах указываются стандарты качества (буква «Е» в кружочке — европейский стандарт, «DOT» — американский.
У нас в шиномонтаже АВК Вы сможете заказать шины и диски по низким ценам и наши специалисты подскажут и посоветуют по выбору той или иной модели шины или диска.